Штрихи творчества
(Что, почему и как?)
Случилось
так, что я по
жизни
занимаюсь
темой
красоты.
Сначала тема
выбрала меня,
когда я
поступила
учиться в
музыкальную
школу, а
потом уж эту тему
осознанно выбрала
я, продолжая
образование
в
направлении
создания
художественных
образов в
живописи.
Я
постараюсь
исподволь
подойти к
тому, зачем я решила
написать эти
строки. Главное
– ответить на
вопрос,
который мне
постоянно
задают: как
рождаются
образы и
стиль
исполнения
художественных
работ. Но
чтобы объяснение
было
понятным,
нужно отойти
чуть-чуть
назад, к
«музыкальному
периоду». Видимо,
красота
гармоний,
музыкальных
форм и интонаций
невидимого
мира музыки
сделали мне подкожную
инъекцию
этой
громадины –
Красоты.
Сначала
была Музыка…
Музыка
есть разная и
слушают ее
по-разному. Мое
погружение в
мир звуков
проходило
«под руками»
выдающихся
музыкантов.
Так сложилась
жизнь. Эти
музыкальные
личности были
не просто
музыкантами,
а думающими музыкантами.
Меня учили,
что музыкальный
язык, так же
как и любой
другой язык,
должен быть
распознан,
иначе он бессмысленен.
Красота
музыки – это
не приятная
мелодия, это
не «журчание
ручейка», не усладная
конфетка, а
набор
языковых
символов,
которые
позволяют
выявить
содержание. Паровозный
гудок, хотя
он и имеет звуковысоту,
не имеет
музыкального
смысла, не
имеет организованного
в
определенную
систему
звукового,
динамического
и
ритмического
порядка. Музыкальный
язык должен
быть не
понятным, а понятым.
А есть ли
в музыке
понятие
«всеобщей
красоты»?
Сомневаюсь. В
ней есть
что-то иное. Неуловимое
и
неутилитарное.
Гармонией созданное
совершенство.
Эстетическое
наслаждение и
есть ее
Красота. Но в
музыке она
индивидуальна,
поскольку мы
слышим
музыку
по-разному.
Музыка не
бывает
некрасивой,
но она бывает
очень
сложной, что,
как правило,
и не
нравится. «Не
нравится,
некрасиво» –
это же
неспроста! Я
давно
заметила, что
в концертных
залах звучит
определенный,
хоть и
широкий
репертуар. Конечно,
полно и
всяких
экспериментов,
разного рода
модерна, но
это – «провокации
времени». Любой
звуковой диссонанс,
если он имеет
музыкальное
содержание,
прочитывается
и
распознается.
Как ни
странно, но
личность
композитора
считывается
в музыке
моментально.
Невозможно
не услышать
смысл музыки
Шостаковича,
а «тютькина»
– возможно. Жизнь
сама топит тютькин-эксперименты.
Слуховая
практика
выявляет
Красоту в
музыке путем
отбора и не
потому, что
она
«понравилась
или нет», а потому,
какое
содержание
она несет.
Хоть и в
диссонансе.
Смена
профессии,
поворот к
живописи.
Именно
живая ткань
музыкальных
мироощущений,
интонаций,
ритма,
организации
и устойчивости
дали мне возможность
понять смысл
сложнейшего
вида
художественного
изображения
– китайской
живописи. Для
меня
оказались
очень
похожими эти
два вида
искусства.
Музыкальная
интонация –
это изгиб
линий,
звуковая динамика
– это
интенсивность
туши. Ритм в
живописи не
менее важен,
чем в музыке (я
здесь говорю
только про
классическую
живопись). Вся
конструкция
классической
китайской живописи
держится на
сходных с
музыкой столпах.
И несмотря на
их похожесть,
восприятие
этих видов
творчества
различное:
временное и
одномоментно
созерцательное.
Тут уже моего
разумения в
мире
искусства было
достаточно,
чтобы самой
последовательно
изучать
живопись. Это
сначала выразилось
в «китайском
периоде».
Не скажу
ничего
оригинального,
если повторю,
что ничто не
стоит на
месте. И если
жизнь
интересна, то
невольно она
тебя ведет в
дальнейшее
познание. И
опять так случилось,
что рядом
оказался
человек с
философским
(тоже
благоприобретенным)
сознанием.
Влияние его логики
и мышления на
эмоциональную
сферу, в
которой я жила,
чуть было не
закрыло
вообще своей
трудностью эту
тему для меня.
Я имею ввиду
осознание
смысла в
любом виде творчества.
Оказалось,
что «глазенье»
(выражение
Гегеля) и
понимание находятся
вообще на
разных
полюсах.
Границы
живописного
языка стали
расширяться
сами собой. Мне
интересно
было
попробовать
изобразить мысль,
философию.
Появились
черно-белые
картины –
предельное
раздвижение
цветов. Так
требовала полярная
идея «добра и
зла» –
основных
двух
констант, в
которых
живет
человек. Или
полярность
нужна была
для «высветления»
главного на
фоне
«остального».
Цвет
«оттенков
серого» –
всего лишь
нюансировка,
не решающая,
а часто
смазывающая
тему. Суть
темы сама
привела к стилю.
В конце
концов,
пройдя свой
путь «руками»,
я поняла, что Красота
и Истина –
это одно и то
же. Скажу
даже больше:
нравственность
и мораль имеют
тот же вес и
заряд.
Всеобщность
этих понятий
идентична.
* * *
Недавно я
закончила
серию из 4-х
работ –
японская
тема. На
осознание
того, зачем
мне это
нужно, ушло
много
времени.
Почти год.
Бывая в
Японии, я
каждый раз цепенела
от некой
малопонятной
реальности. Каждый
взгляд
упирается в
необычность:
или это иной
поворот
головы
женщины; или
это
вежливость,
доходящая до
«книжной»,
нереальной;
или это
стерильность
на улицах с
маленьким
«садиком» в
горшках, где
«садик» утром появляется
у входа, а
вечером
«переезжает»
внутрь дома;
или это
точность
транспорта,
приход
которого к
остановке
можно проверять
по
секундомеру;
или это
тишина в людном
месте (чтобы
никому не
помешать);
или…; или…; или… Вроде
такие же они,
японцы: два глаза,
два уха… а
совсем
другие. Рядом
живущие
китайцы –
другая
планета. Сравнение
с Китаем
невозможно.
Хоть и близко
живущие, а
противоположные.
Китай
поражает
размахом,
созиданием, а
Япония такой
утончённостью,
что дух
замирает.
Даже не зная
языка, или имея
так
называемый
туристический
набор, в
Китай
вживаешься
легко, а в
Японию никак.
Это
действительно
«мир иной».
Вот этот иной
мир, или иное
измерение
мне хотелось
понять на
основе темы
Красоты. Я
искала, за чтó
«философски»
зацепиться. Стала
смотреть
спектакли (к
сожалению, по
uTube) театра
Кабуки и
любые
возможные
представления
из Японии.
Почему театр?
– Это мир «над».
Приподнятая
на 50 см сцена,
как и
балерина на
пуантах, –
это «над». Я
помню, как
задавала
себе вопрос,
не понимая
причин, по которым
люди вообще
ходят в театр.
«Театральщина»
мне
отвратительна.
А когда она
«над» –
втройне. Но
вот в
Ленинграде я
попала на
спектакль в
театр
Товстоногова,
на «Идиота» со
Смоктуновским.
Первые
минуты
спектакля я
ощущаю даже
сейчас, хоть
прошло 50 лет
после этого.
Оцепенение!
Тишина,
которая
придавила к
стулу.
Фонарик в
окне поезда
(на сцене это
было просто
освещенной
точкой в
полной
темноте). И
вдруг
сначала
хрипловатый,
а потом поражающий
своей глубиной
голос! Это
оцепенение я
помню всю
жизнь. После
этого
спектакля я не
могла
разговаривать.
Молчание. И
долго не
могла ходить
в театры.
Крики, беспричинно
голые люди,
«быть-или-не-быть»,
горловой
шабаш… Не
могу!
И это
самое «над», то
есть то, что
над обыденностью,
привело меня
к
необходимости
посмотреть
спектакли
театра
Кабуки, коль
я взялась
понять японскую
красоту. И
тут тоже
произошло
давно забытое:
я застыла,
прижалась к
стулу.
Выступал Бандо
Тамасабуро.
Я тут же
попросила
своего
знакомого из
Японии
прислать мне
все
возможные DVD,
чтобы не в крошечном
uTube, а в
нормальном
разрешении
увидеть это
чудо. И
«заболела
темой».
Более
того. Я
послушала
интервью Бандо
Тамасабуро,
в котором он
рассказал,
почему
исполняет женские
роли. Ведь по
обывательскому
разумению,
если мужчина
изображает
женщину и
переоделся в
ее наряд, то
он
розово-голубой,
аж синий. Как
правило, это
так. Но
только в уже
извращенном
или
примитивном
мозгу. А у
Артиста это
совсем иначе,
что меня
просто сразило.
Артист
говорил о
том, что
женщины сами
за собой не
замечают тех особенностей,
которые
присущи им по
природе. А
мужской глаз,
в данном
случае его, Тамасабуро,
видит и оценивает
это с
эстетической
стороны. То
есть
искусство –
это не
природа, а ее
изображение/выражение
человеком.
Абсолютно
гегелевский
вывод об
искусстве:
природа не
может быть
красива сама
по себе, она
приобретает
красоту, вернее
выявляется
только в
сознании
человека,
становясь понятием
красоты. Я
была
поражена
глубиной
высказывания
Бандо Тамасабуро.
Возможно, он
и не знает о
Гегеле, да и
бог с ним, с
Гегелем, в
этом случае,
но гений
этого актера в
реальности выразился
в его
искусстве. Он
создал красоту
образа
японской
женщины.
Гейши.
Я начала
изучать тему.
Нюансов
столько, что работа
затормозилась
надолго. Но
мне уже не
интересно
рисовать
просто
цветочек, хоть
и
хорошенький,
или домик. Я
это рисую, но
только как
составляющую
часть сюжета.
Итак, для
меня после
всего
увиденного и
изученного: японская
красота это
не пагоды и
мостики, а то, что превратило
это в Красоту,
от которой
замираешь.
(Тут опять
Гегель со
своими
понятиями.)
Человеческий
дух выражает
красоту в
этих самых
мостиках и
пагодах!
Эстетическое
совершенство
поэзии,
литературы,
танца, театра,
архитектуры
– всего наследия
японской
культуры – передается
и сохраняется
через
поколения. Это
вершины
создания
человеческого
духа. Таланта
и мастерства.
Поэтому и
поворот
головы иной,
и деревья
растут
по-японски, и
водосборные
люки на улицах
под ногами
выкованы с
художественным
мастерством,
и чай пьют не
как все, а по-японски,
и сидят все
как один, не
выпячиваясь,
чтобы «не
оскорбить»… и
т.д. МИР ИНОЙ! Это
и есть
японская
Красота.
Главный
«хранитель»
этих
традиций и
есть японская
гейша. Вот
почему на ее
образование
уходят очень большие
деньги. На
улицах в
Японии гейшу
почти
невозможно увидеть.
На улицах встретишь
просто в
кимоно одетых
женщин, молодых
и не очень. А гейша
– это
особая
женщина, она выражает
суть
японской
культуры, от
которой (культуры)
я и цепенею. (Чуть
разбавлю эту
серьезную
вещь. В Интернете
продают
«наряды для
гейш». Это
такие банные китайские
халаты. И
тётки в этих
халатах и шлёпанцах
по-хамски
кокетничают, скорчив
позы. Ох, если
б они знали,
за что
берутся! Тут напачкать
нельзя! Но
пачкают
своей утилитарностью,
и «всё на
продажу» –
это выверт,
чернуха и
позор! Какая
уж тут красота?)
В
обыденном
сознании
гейша – это
утеха для
тела. Ан нет!
Для духа!
Искусство
гейши таково,
что люди
любого
ранга/сословия/убеждения
и пр. могут и
получают от
нее не только
изысканность
общения и
умиротворение,
а знания о поэзии,
танце,
литературе,
традициях. Для
понимающих –
это экстаз
духа, для
обывателя –
услада для
зрения и
слуха. Вся
церемония
общения с
гейшей – это
искусство
само по себе.
(Простаки
услугами
гейш не
пользуются – дорого.)
Учатся «на
гейшу» до 5 лет,
и обучение
стоит очень
дорого.
Совершенствованию
нет предела по
времени.
Вот и
тема!
Мне нужно
было
выстроить
свою
концепцию жизни
гейши. Началось
это с изучения
внешнего
проявления: одежда,
прически.
Нюансы есть
даже в том,
как
завязывается
бант на
кимоно, как и
какую обувь
носят гейши в
определенном
статусе. К примеру,
у совсем молодой
гейши и у той,
которая только
«для
искусства
общения», –
бант
завязывается
сзади, а у
дамы для утех
– «ойран» –
спереди. Даже
обувь они
носят
по-разному. Ойран
всегда надевает
соответствующую
обувь на
босую ногу. Форма
причесок –
это тоже
особая тема.
Всему есть
причины, но
здесь не об
этом. За всем
стоит особая
символика. И
я стала
искать
источник, чтобы,
так сказать,
от первого
лица
послушать
рассказ
гейши о своей
жизни. Нашла
на uTube. При
всей
объемности
знания о
японской
культуре в ее
голосе
сквозила какая-то
таинственная
грусть. Это
не грусть
самого
образа (что
считается
изысканностью,
неуловимой
изюминкой
поведения), в
ней я
услышала
«ноту судьбы»
женщины. Я
узнала, что
гейши не
могут иметь
детей, иначе
конец их
карьере. И
если
родители
потратили
огромные
деньги на
обучение
своей дочери
искусству
танца,
поэзии,
литературы,
то есть искусству
гейши, то она
уже не может
отказаться
от этой
профессии.
Такова
культура
взаимоотношений
родителей и
детей в
Японии. На вопрос,
«хотели ли бы Вы,
чтобы ваша
дочь стала
гейшей?», ответ
– нет.
Проанализировав
все стадии
жизни гейши,
возможную
трансформацию
и возможный,
на мой
взгляд,
финал, я
нарисовала 4
образа. Они
для меня хоть
и гейши, но
женщины! Что
тут сильнее?
Цикл
можно
назвать
по-разному:
от «Времена
жизни» до «Искусство
и жизнь».
1 – Созерцание
2 – Искусство
и жизнь
3 – Одиночество
4 – Пред
собой
Картины
написаны
красками,
тушью,
серебром и
золотом. (К
сожалению,
серебро и
золото не
видны на
фотографиях.)
Вот
примерно так
рождаются
образы.
Валентина
Бэттлер
31.01.2017