Уважаемые читатели!

Нижепубликуемые тексты являются частями работы – «Общество: прогресс и сила» (черновое название), над которой я работаю в настоящее время. И хотя предлагаемые тексты пока не вплавлены в общий контекст книги,  а также не прошли профессиональную редактуру и читку, я все-таки решился на их публикацию в надежде на то, что у кого-то они могут вызвать интерес, подтолкнуть к самостоятельному осмыслению важной темы.

  

Древние философы о прогрессе. Прометей

До эпохи Возрождения тема прогресса не обсуждалась философами на понятийном уровне, хотя само слово было впервые употреблено в поэме Тита Лукреция Кара «О природе вещей». Это довольно удивительно, если иметь в виду, что натурфилософские проблемы (что есть сущее?) обсуждались именно на уровне онтологических определений, каковыми, например, для Фалеса служила вода, а для Анаксагора ум (нус).  Понятие прогресса в то время не было востребовано. Не случайно его нет даже в категориальном аппарате Аристотеля. В анализе же общественной жизни прибегали к «мнениям», которые выражали терминами «счастье», «благо», «благодеяние» и т.д. С помощью этих терминов анализировались такие важные проблемы, а именно: в чем предназначение жизни человека, каким должно быть общество, к чему должны стремиться люди. И хотя слово прогресс не упоминалось, однако поставленные вопросы так или иначе, в конце концов, должны будут привести к понятию прогресса.

Читать полностью                                                                                                                      для iPad

Древние философы о прогрессе. Прометей