Христианство в форме православия определяло и определяет все сферы бытия русских. И хотя его значение при Петре Первом было понижено, но в основном только среди узкой прослойки просвещенных людей. В отличие от Запада в России элементы критического отношения к религии стали возникать только в конце XVIII века, а атеизм был взят на вооружение небольшой прослойкой «критиканов» царского режима, немалая часть которых жила за пределами самой России. Любопытно, что, как ни странно, их атеизм взращивался глубоким изучением гегелевских работ, философа, который был кумиром наиболее просвещенной части России того времени. Я имею в виду Н.В. Станкевича, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н.А. Некрасова, М.А. Бакунина, А. И. Герцена, Н.П. Огарева, Д.И. Писарева, П.Л. Лаврова, Г.А. Лопатина, Н.Г. Чернышевского, Н.И. Утина и др. Тем не менее религиозными оказались практически все крупные личности страны, которые так или иначе духовно и идеологически влияли на российское общество. Этот факт является одним из «весомых доказательств» истинности христианства для нынешних проповедников православия в России.


*   *   *


В этих целях активно используется имя А.С. Пушкина, а, как известно, для русских Пушкин – «наше всё». В условиях тотальной христианизации России богословы и церковники пытаются доказать, что чуть ни все великие люди России были религиозными, и конечно, Пушкин среди них занимает одно из первых мест. По этому поводу устраивают даже конференции «Пушкин и христианство». В качестве доказательства часто прибегают к рецензии поэта на сочинение Сильвио Пеллико «Об обязанностях человека», которая была опубликована в «Современнике» без подписи. В ней есть такие слова:



Читать полностью                                                                                                                       для iPad

А.С. Пушкин – верующий, или думающий?